Клод Нугаро


      Артист родился в Тулузе, на юге Франции, 9 сентября 1929. Его отец Пьер Нугаро был певцом, баритоном. Мать, Льетта, - пианистка, учитель музыки. Они проводили жизнь в непрерывных поездках, из-за чего доверили Клода родителям. Он проводит часть детства в популярном квартале Миним, где общается c изнанниками испанской войны. В 1939 разражается Вторая мировая война, и жизнь становится еще более трудной.
    С самого юного возраста он внимательно слушает радиостанцию TSF, посредством которой открывает Эдит Пиаф и Шарля Трене, а также блюз Бесси Смита и блестящий джаз Гленна Миллера. Его музыкальное окружение также обогащается родительским наследием: Массне, Россини, Верди, Бизе - композиторы, музыка которых отметила детство Нугаро.

    Его юность происходит немного хаотично. Он переходил из коллежа в коллеж, его то исключают, то он сбегает сам. Провал на защите степени бакалавра окончательно поставил крест на учебе.
    В 1947 Клод Нугаро пробует себя в журналистике и пытается прожить, пописывая статьи для "Курортной газеты" в Виши или "Эхо Алжира" в Алжире. Затем, в 1950, избавившись от воинской обязанности, он приезжает в Париж, где его родители в конце концов поселились. Но он чувствует себя одиноким и растерянным. Он начинает писать стихи.
    В 1952 он встречает большого поэта Одиберти, который становится с этих пор его большим другом. В это же время он встречается с Брассенсом и Мулуджи. Он также пишет тексты для Марселя Амона ("Le balayeur du roi") и Филиппа Клея ("Joseph").
    В 1955 артисту удается победить свою застенчивость и набраться смелости спеть свои первые песни на сцене "Ловкого кролика", парижского кабаре, расположенного на холме Монмартр. Он создает в 1958 "Il y avait une ville", ставший первым названием его первой записи. Пластинка на 33 оборота с девятью песнями записана в 1959. Но успех не приходит тотчас же, хотя Нугаро выступает после поднятия занавеса перед Далидой во время ее турне.
    Другая определяющая встреча, ускорившая события, состоялась с молодым пианистом и композитором Мишелем Леграном, с которым он записывает новый диск для фирмы "Филипс". Оба под влиянием джаза, музыканты придали соответствующий оттенок пластинке. "Une petite fille" стала в 1962 первым успехом в дискографии Клода Нугаро. Статьи критиков восторженны.
    В этом году он женится на Сильви, встреченной в "Ловком кролике". Она ему дарит дочь, Сесиль. Он встречается также с Эдит Пиаф, которой он позже напишет красивое посвящение "Comme une Piaf".
    Год 1963 подтверждает успех. Отовсюду слышится "Cécile ma fille", песня с третьей сорокапятки, опубликованной в апреле. К сожалению, автомобильная авария обездвиживает певца на несколько месяцев, и он встречает публику в "Олимпии" на костылях.

    В 1964 он встречает бразильского гитариста Бадена Пауэлла и на музыкальную пьесу "Berimbau" пишет "Bidonville". Бразилия, ставшая родной его сердцу, позже вдохновит Нугаро на "Brésilien" (в 1975) и знаменитейшую "Tu verras" (в 1978), переделку песни Чико Буарке.
    Всегда верный в музыке своим джазовым предпочтениям, Нугаро написал в 1965 "À bout de souffle", вдохновленную "Blue rondo а la turk" Дэйва Брубека. Именно в этот период образовывается музыкальное содружество с органистом Эдди Луисом и пианистом Морисом Вандером, длящееся на протяжении всей карьеры певца.
    В июле Одиберти умирает, в то время как Клод Нугаро находится в поездке по Лазурному Берегу. Певец предоставлял тому жилье в течение года. Его горе огромно. Выражая почтение, Нугаро сочиняет и тотчас же записывает "Chanson pour le maçon".
    Затем появляются "Armstrong", аранжированный Морисом Вандером, и "Sing Sing Song" на пьесу Ната Эддерли. В 1966 и 1967 он сочиняет соответственно "L'amour sorcier" и "Toulouse". В 1968 выходит "Paris mai", песня, вдохновленная политическими событиями. Он получает признание, две недели в мае выступая в "Олимпии". Он записывает по этому случаю свой первый концертный диск "Une soirée avec Claude Nougaro".
    В 1971 он поет три недели в "Бобино" и столько же в Городском Театре в 1973, оба раза при аншлагах. В течение этого периода он сочиняет известнейшие песни, такие, как "Soeur âme", "Locomotive d'or" и "Victor", сопровожденный видеорядом. Затем будет "Montparis", политическое заклинание французской столицы.
    В 1974 он создает издательский дом "Цифра Девять", в дальнейшем владелец всех его текстов и мелодий с этого времени. Осенью он пять недель выступает в "Олимпии" в сопровождении бразильского гитариста Бадена Пауэлла, с которым он едет в турне в 1975, затем с Таней Марией, другой бразильской артисткой в 1976, и наконец с дуэтом "Звезды".

    Клод Нугаро предлагает также в 1976 новый альбом, "Femmes et famine", свой первый диск у "Барклея". В феврале следующего года он исполняет в "Олимпии" "Victor" и "Plume d'ange" с Морисом Вандером и другими музыкантами, спектакль с показом диапозитивов и занавесом, оформленным молодым художником Даниэлем Этрадом, которого Нугаро взял под крыло в 1972.
    Специальный Приз французской песни Академии дисков присужден ему в 1978 за "Tu verras". Неутомимый, он снова добивается триумфа в "Олимпии" в 1979, затем отправляется в турне. Не сбавляя темпа, он выпускает новый альбом, "Assez". В 1980 Морис Вандер образует свою собственную группу, как и Эдди Луис несколько раньше. Певец вербует тогда новые таланты, пришедшие из джаза: аккордеонист Ришар Галлиано, итальянский ударник Альдо Романо и т.д. Это стало началом большого оркестра. В 1981 он выпускает альбом, озаглавленный "Chansons nettes", затем, в начале 1982, он предпринимает новый опыт, выступив в знаменитом парижском джазовом клубе "Нью Морнинг". Выступив в парижском Дворце Спорта при полном аншлаге в течение десяти дней в 1983, Нугаро уезжает в турне продолжительностью около трех лет.
    Весной 1984 появляется более маленький и менее "электрический" оркестр с возвращением Мориса Вандера и приходом Пьера Мишло с контрабасом и Бернара Люба на ударные. Во время этого периода изменений происходит также решающая встреча с Элен, которая станет его третьей супругой и о которой он говорит, что это "женщина его смерти".
    Два альбома, "Bleu Blanc Blues" в 1985 и "Nougaro sur scène" в 1986, более 300 концертов со своим трио могли бы дать повод думать, что все идет для артиста хорошо. Однако объем продажи его дисков признан фирмой "Барклей" недостаточным, они решают отказаться от него.

    Это происшествие стало настоящим шоком для Клода Нугаро. Он решает продать свою парижскую квартиру и уехать в Нью-Йорк, чтобы попытаться найти новый путь. Он встречает молодого сверходаренного клавишника, Филиппа Сесса. Вместе они выпускают "Nougayork", альбом - смесь фанка и рока, продвинувший Нугаро в новую эру.
    Диск стал золотым еще до выхода, так как 100 000 экземпляров заранее были заказаны в магазинах; песня, давшая альбому название, стала большим успехом. Этот альбом позволил привлечь более молодую публику. В быстром темпе он выпускает другой американский альбом "Pacifique", немного менее успешный, чем предыдущий, но который тем не менее содержит шлягер "Vive l'Alexandrin".
    Поднятый на пьедестал своим новым успехом, он получает даже музыкальную "Викторию" как лучший артист и за лучший альбом 1988 года. После "Олимпии" в феврале 1989 он выступает в большом зале "Зенит" (6000 мест) в апреле и уезжает в поездку с американским оркестром.
    Затем идет возвращение к истокам с Морисом Вандером по формуле "голос и одно пианино". В 1991 у "Филипс" выходит диск "Une voix Dix doigts". На следующий год - выступления в "Олимпии" в течение трех недель, затем поездка на 220 дней.
    После этого личного отступления Клод Нугаро выпускает новый альбом в 1993, "Chansongs", для которого он заручился услугами музыкантов, не имеющих себе равных: Морис Вандер, скрипач Дидье Локвуд, Ришар Галлиано и заирец Рэй Лема. От рэпа до джаза, от ирландской музыки до танго Клод Нугаро предлагает музыкальное путешествие вокруг света, придавая новый цвет своим песням.

    В апреле 1994 он женится на своей подруге Элен и возвращается в "Олимпию" в ноябре.
    После серьезной операции на сердце в апреле 1995 и долгого отдыха в своем доме на юге Франции он должен прекратить любую деятельность. Он возвращается в 1997 в возрасте 68 лет с новым диском "L'enfant phare"; на заглавную песню его вдохновил духовой оркестр под управлением его друга Эдди Луиса. Все такой же свинговый, Клод Нугаро сочиняет музыку, полную энергии, и пишет тексты, где слова играют друг с другом. Он "словесник", как он сам себя определил.
    В течение более чем двух недель, с 1 по 19 октября 1997, он выступает на сцене "Казино" в Париже. Его проблемы со здоровьем ни в коем случае не уняли его молодость и энтузиазм певца. Окруженный оркестром из превосходных музыкантов, среди которых верный Морис Вандер за пианино и несколько молодых людей из группы Дидье Локвуда, Нугаро вновь возвращается к своему репертуару элегантного джаза, куда входит свинг и мягкость.
    В конце лета 1998 Клод Нугаро дает концерт во время фестиваля театра "Раматюэль". Он представляет новые песни, которые он исполнил перед публикой несколькими неделями раньше в Тулузе, на берегу Гаронны. Концертный альбом, запечатлев этот вечер, выходит 21 сентября. Поездка продолжается до января 1999 с выступлением во Дворце Конгрессов в октябре с очень джазовым концертом.
    В результате этой серии концертов Нугаро встречает молодого аранжировщика Ивана Кассара, которого звезды французской песни рвут на части. Певец поручает ему свои тексты и мелодии. В течение шести месяцев эти двое встречаются в домашней студия и сочиняют то, что становится "Embarquement immédiat", альбомом 2000 года с очень джазовым звучанием (участие биг-бэнда, как в "Jet set"), но также и африканским ("Bozambo"), кельтским и т.д. Легкие песни ("Les bas") соседствуют c серьезными ("La vie en noir"), давая таким образом достаточно верное изображение духа Нугаро. По собственному признанию, артист предоставил туда последние оригинальные песни своей карьеры.

    15 декабря 2001 певец с большим успехом дал единственный концерт в Москве.

    Клод Нугаро скончался 4 марта 2004 года.

 




На страницу "Артисты"
На страницу текстов Клода Нугаро
На главную страницу