Состав группы: Пьер Бертран: гитара, бас-гитара, вокал Мари-Мишель Дерозье: клавишные, вокал Реаль Дерозье: ударные Пьер Юэ: тексты песен Робер Леже: клавишные, флейта Мишель Хинтон: клавишные (с 1975) Мишель Ривар: гитара, вокал Профессиональная карьера: 1972-1978, 1984, 1994-1995 Отмеченные печатью семидесятых годов, "Бо Доммаж" познали второй взлет такой яркой карьеры двумя десятилетиями позже - редчайший факт в истории квебекских групп. Рассмотрим ближе тех пятерых (шестерых) монреальцев, устроивших такой прорыв. Группа происходит из "Голубого веретена", некоторым образом нашумевшей театральной труппы, подвизавшейся в Университете Монреаля с 1970. Эти студенты с пытливым умом задумывали ревю, в которых все создавалось коллективно: постановка, тексты, музыка и веселье... В течение лета они устраивали даже поездки по Квебеку. Некоторые известные артисты вышли из этой труппы: Серж Терио, Габриэль Аркан... Мишель Ривар, Мишель Хинтон, Робер Леже и Пьер Юэ были также из их числа, и когда опыт с труппой закончился, эти четыре молодца начали встречаться каждую неделю, чтобы писать и репетировать новые песни. Ривар просит своего давнего друга, Пьера Бертрана, присоединиться к ним. Немного позже Мари-Мишель Дерозье, выпустившаяся в этот момент из Национальной Театральной Школы, также примыкает к группе. Именно в это время сочинены песни "Chinatown", "Montréal" и "Harmonie du soir à Châteauguay". Осенью 1973 группа решает нанять ударника, им становится Реаль Дерозье. За этим следует серия концертов, которая побуждает канадский филиал знаменитой фирмы грамзаписи "Capitol" подписать с группой контракт. Первый альбом квинтета триумфален: несколько сотен тысяч экземпляров разлетаются в течение года после выхода в конце 1974, как в Квебеке, так и во Франции. Песни, содержащиеся на альбоме, являются плодами большого артистического опыта: "À toutes les fois", "Le picbois", "Tous les palmiers". Певцы изрядно урбанистические, они отличаются от безусловных сторонников возвращения к деревенской жизни, полностью разделяя некоторые ценности молодежи, озабоченной идеями анархистского гуманизма и экологией. Песня "Le blues d'la métropole", бесспорный успех альбома "Où est passée la noce?", представляет в этом смысле красноречивый манифест философии группы. В 1976 группа присоединяется к своим знаменитым современникам "Армониум", "Октобр" и "Контраксьон" во время отмечания национального праздника, события, остающегося в тени других демонстраций такого рода, но тем не менее собравшего около 300 000 зрителей на склонах Монт-Рояль. Несколькими неделями позже члены группы получают предложение написать музыку для фильма Мишеля Трамбле и Андре Брассара "Солнце встает поздно". В 1977 перед "Бо Доммаж" вырисовывается начало международного этапа их карьеры, начавшегося во Франции поездкой с Жюльеном Клером, продолженной ими в одиночку. Еще два других альбома вышли в свет до роспуска группы на следующий год, до того, как музыканты решают попытать счастья поодиночке. Каждый ведет с тех пор очень плодотворную карьеру. Это особенно касается Ривара, Бертрана и Мари-Мишель Дерозье, добившихся больших успехов в качестве сольных исполнителей. В 1984, ко всеобщему удовольствию, группа вновь собирается на время двух концертов в Квебеке и Монреале и записи перед публикой; предлогом стала десятая годовщина со дня основания группы. Новое поколение разгоряченных фанатов вновь слушает "Ginette", "Le blues d'la métropole" и многие другие хиты. В 1991 четыре первых альбома группы, "Beau Dommage", "Où est passée la noce?", "Un autre jour arrive en ville" и "Passagers" объединены в ремастеризованный сборник. Эти диски позволяют нам спустя двадцать пять лет насладиться чистотой и светящейся наивностью этих вдохновенных ребят. Другая весьма приятная неожиданность обрушивается на публику во время празднования 350-й годовщины Монреаля в 1992. Во время фестиваля публика видит "Бо Доммаж" на сцене в "Форуме" исполняющими несколько песен. На волне этого порыва группа всерьез объединяется в 1994 и выпускает новый диск, содержащий только неизданные песни, которые ничего не унаследовали от звуков и чувств предыдущей эпохи. Песни "Échappé belle", "Sur la véranda", "Rive-sud" и "Le retour du flâneur" - наиболее ясно видимые составляющие этого свежайшего успеха. За этим следует новое квебекское турне с большим размахом, частые появления перед журналистами, три видеоклипа и... второй двойной концертный диск, озаглавленный "Rideau", записанный в монреальском "Форуме" следующей весной и во время последнего выступления на Площади Искусств на музыкальном фестивале 1995 года. На диске слушателям впервые предлагаются две неизданные песни, которые "Бо Доммаж" записывал с Феликсом Леклером: "Bozo" и "La mort de l'ours". Известно, что Феликс уже записал на диск "La complainte du phoque en Alaska", сочиненную Риваром и изданную "Бо Доммаж" - честь, которую король Феликс оказывал только очень немногим своим современникам, ибо он записывал почти исключительно свои собственные композиции. Продолжая вираж, взятый квебекской поп-музыкой в семидесятых (Шарлебуа, Дюфрен, Пальяро, "Оффенбах"), "Бо Доммаж" был первой группой, почти немедленно объединившей несколько поколений благодаря мелодиям, изобретательным аранжировкам и словам, без снисходительности описывающим повседневную реальность среднего класса. Через двадцать лет после вторжения на сцену, в отличие от большей части артистов, возвращающихся под влиянием ностальгии, члены "Бо Доммаж" преуспевают, набрав силы и поводы вновь показаться перед современниками. Для их поклонников история продолжается и не повторяется! Вместе с "Армониум" "Бо Доммаж" представляют лучше любого другого артиста появление музыкального жанра, типично квебекского, подпитываемого основными международными течениями, но прочно стоящего на квебекском якоре. |